Зависимый никогда не прекращает употреблять просто потому, что он хочет это сделать, чтобы он не говорил, чтобы не обещал, на самом деле должна сложиться ситуация, в которой он вынужден будет перестать употреблять вещества. Такая ситуация называется «дном».
⠀
Есть важный момент в понимании феномена зависимости. У каждого зависимого есть два противоречивых стремления — он одновременно хочет употреблять и не хочет.
⠀
То есть, с одной стороны хочется получать облегчение от веществ, с другой, не испытывать на себе последствия употребления.
⠀
Алкоголик, изначально, соглашается на лечение, потому что в его голове это шанс не бросить пить, а научиться пить без проблем. Контролировать.
⠀
Родственникам и близким зависимого бывает трудно осознать и принять этот конфликт, ведь «он же обещал», «он сказал, что хочет бросить, я поверила, а он опять напился». Не понимая мотивацию и остроту конфликта, зачастую они разочаровываются, обвиняют зависимого в слабости воли, нелюбви и равнодушии.
⠀
Для процесса выздоровления не важно, что думает или говорит зависимый, ни настрой, ни готовность, которыми часто интересуются родственники, важны лишь действия, которые он совершает.
У каждого зависимого своё «дно»… Кому-то нужно потерять семью, кому-то машину, квартиру, статус, работу или учебу, а кому-то достаточно просто посмотреть в испуганные глаза своего ребенка.
⠀
А есть люди, которые после трипов, запоев и детоксов, находятся в ужасном физическом состоянии или уже потеряли все имущество, и они считают, что у них все хорошо, что все под контролем, проблем нет.
⠀
Или видят, но менять не хотят. «Отстаньте, я бухать хочу». Надо сказать, что эти слова на начальных этапах мы слышим довольно часто и от тех, кто все-таки доехал до реабилитации.
⠀
Каждый случай индивидуален, многое зависит от самосознания, отношения к себе и уровня рефлексии (которая стремительно утрачивается в процессе употребления), и зачастую трудно сказать, что именно сможет смотивировать человека на прекращение употребления.
⠀
Важный момент — существует заблуждение, что если зависимый употреблял не долго, он молод, не имеет судимостей и хронических заболеваний, не употреблял наркотики внутривенно, и имеет высокий интеллект и уровень образования, не потерял работу и семью, то ему легче будет «завязать» с наркотиками или алкоголем и начать выздоравливать.
⠀
Однако, наш опыт говорит, что это не так и даже наоборот, все перечисленное лишь подтверждает иллюзию, что употребление без последствий возможно, а способность к интеллектуализация многократно усиливает стену отрицания.
У зависимого должна сложиться определенная ситуация, в которой зависимый вынужден будет прекратить употреблять.
⠀
Создать такую ситуацию могут помочь родственники зависимого. Речь и идёт о выставлении своему близкому таких условий и требований, которые ограничат его возможности употреблять как раньше, и такие, которые родственники смогут последовательно выполнять.
⠀
Это ни в коем случае не означает, что создав серьёзное «дно», родственники смогут управлять действиями зависимого и он гарантированно будет выздоравливать.
⠀
Но, если близкие «сглаживают» последствия употребления, решают за зависимого его финансовые, рабочие и иные вопросы, или делают вид, что «все в порядке», закрывая глаза на употребление, то все это значительно затрудняет процесс выздоровления.
⠀
И наоборот, давая зависимому столкнуться с последствиями его одержимости веществами, неуправляемостью и безумием употребления, открыто говоря о своём недовольстве, они помогают увидеть реальный ужас происходящего, моделируют то самое «дно» и у зависимого появляется все более реальный шанс на выздоровление.
⠀
Воспользуется наркоман или алкоголик этим шансом или нет, он решает сам, это уже его часть ответственности за свою жизнь.
⠀
В завершении хотим обратить внимание на важный момент. Недостаточно просто перестать употреблять вещества для того, чтобы оставаться трезвым.
⠀
Речь идёт об изменении мышления, образа жизни, мировоззрения. Об уходе от саморазрушениях к саморазвитию.